| ||||||
|
| |||||
В помощь родителямДислексия - одна из ведущих причин неуспеваемости младших школьников. Наши дети, поступая в первый класс, освоили навык устной речи, т.е. произносят все звуки четко, овладели грамматическим и лексическим строем речи, связной речью. Ко второму классу, пройдя этап первоначального обучения, они овладели навыком письма и чтения, т.е. письменной речью. И сегодня мы поговорим о тех трудностях, с которыми сталкиваются младшие школьники при обучении чтению. Нарушения речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи. Среди родителей часто бытует мнение, что нарушение речи - это, прежде всего нарушение звукопроизношения. К нарушениям речи, а в частности к письменным нарушениям относят нарушения чтения (дислексии) и нарушения письма (дисграфии). При этом звукопроизношение может быть и в норме. Как проявляются дислексии или нарушение чтения внешне? Это может проявляться в замедленном процессе овладения чтением, замедленный темп, скорость чтения. У детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения: движения хаотичные, неравномерные, скачкообразные, с возвращением налево. Каковы же механизмы данного нарушения? Это может быть и недоразвитие общей моторики, несоответствие моторики ребенка его возрасту, неподготовленность к выполнению многих тонких ручных движений, что сказывается на формировании пространственных ориентировок: трудности ориентировки во всех пространственных направлениях - определение право-лево, верх-низ; неточность определения формы, величины, трудности в рисовании, составлении целого из частей при конструировании. Левшевство не является причиной дислексии, если конечно, ребенок не был переучен или наблюдается задержка в дифференциации правой и левой частей тела, т.е. смешанная доминанта. Одной из причин нарушения чтения является недоразвитие устной речи в дошкольном возрасте и как следствие, уже в школе. Например, при задержке появления речи, нарушении грамматического строя речи, нарушении фонематического восприятия звуков. Еще одной из причин трудного овладения навыком чтения может быть психологический конфликт при двуязычии, т.е. тяга ребенка к родному языку и необходимость говорить на другом языке. Какие ошибки можно увидеть у ребенка, испытывающего трудности овладения навыком чтения? При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 1.Замены и смешения звуков при чтении: а) звонких и глухих согласных (п-б, ф-в, т-д, к-г, ш-ж, с-з), твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих согласных (с-ц, ш-щ, ч-щ, ц-ч) б) графически сходных букв (х-ж, п-н-т, З-В-Е, с-э, о-а, и-у, ш-щ-ц, б-д) 2.Побуквенное чтение – нарушено слияние звуков в слоги, слова (бухштабируются – р, а, м, а) 3.Искажение звуко-слоговой структуры слова а) пропуски согласных при стечении (стол-сол, картина-карина) б) вставка букв или слогов (стлол-стол, каралтина-картина) в) перестановка звуков (сотл-слот-стол) г) нарушение понимания прочитанного 4 Аграмматизмы при чтении («Собака вышла в будку», «По морю плывут корабль») Первопричина дислексии? Генетические исследования позволяют сделать вывод: 1.О наследственном характере некоторых факторов, обуславливающих возникновение дислексий. Нарушения чтения, а также и письма у некоторых детей носят наследственный характер, т.е. ими страдали родственники. 2.Вредные внешние воздействия пренатального и постнатального периода развития ребенка. - кислородная недостаточность, нарушение кислородного обмена клеток мозга к чему приводит, например, нарушение плаценты, затяжные роды, асфиксия; - воздействие медикаментозных препаратов, болезни матери (диабет, нефропатия), несовместимость крови матери и плода; - Воздействие на зародыш и плод (от 4-х недель до 4-х месяцев) таких инфекций как краснуха, корь, герпес, ветряная оспа, полиомиелит, инфекционный гепатит. Вирусные и бактериальные нейроинфекции в послеродовом периоде; - использование механических родовспоможений. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма. По оценке психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это фактор овладение навыком чтения и письма. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Ясно, что ни один ребенок не может научиться сразу правильно читать и писать. Вот именно на этом первоначальном этапе обучения и нужна психолого-логопедическая помощь ребенку.
По индивидуальному маршруту или наилучший стиль обучения вашего ребенка Презентация для родителей учащихся 1-4 классов общеобразотельной школы. Всех нас интересует школьная успеваемость наших детей. Она связана напрямую с особенностями обучения каждого ребенка. Попробуем посмотреть на своего ребенка с этой точки зрения. Возможно, это подтолкнет нас к восприятию процесса обучения, как к индивидуальному образовательному маршруту и поможет нашему ученику быть более успешным.
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 17.02.2022 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |