Григорьева Оксана Николаевна учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Курортного района                         Санкт-Петербурга

 

Для Вас, учителя-логопеды

  

Интегрированное занятие с детьми 5-7 лет с элементами логоритмики

Тема: Автоматизация звука «Л» в связной речи. «Всякой вещи свое место»

 

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

            Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психолого-педагогического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Необходимо отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих нарушения речевого характера. И одним из наиболее распространенных речевых дефектов является ОНР.

Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у детей с задержкой психического развития, а также у детей с умственной отсталостью с системным речевым дефектом. Учитель-логопед массовой школы проводит коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР. Часто бывает сложно отграничить состояние ОНР от ЗПР у детей с речевой патологией. И тогда процесс коррекции в лучшем случае затягивается, а в худшем мы не имеем положительной динамики – страдает ребенок. Чтобы не возникало сомнения в правильности оценки речевого нарушения, структуры дефекта и коррекционная работа была плодотворной, мы в своей практике используем уже третий год «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой»[3].

Чем удобна данная методика в условиях школьного логопункта: не требует использования наглядных средств; представлен сокращенный вариант методики – экспресс-диагностика, которая требует меньше времени на ее проведение; протоколы обследования представлены на каждого ребенка, что позволяет при консультировании родителей данного ребенка оперировать не голыми фактами, а конкретными примерами достижений ребенка; речевой профиль ребенка позволяет видеть мониторинг развития всех сторон речевой системы и строить с учетом этого коррекционную работу; методика выявляет уровни успешности ребенка, а также позволяет точно выявить группу риска и успешно определить будущий образовательный маршрут для ребенка; позволяет грамотно написать логопедическое представление, используя речевые ответы ребенка из проб методики.

Предлагаемая методика позволяет выявить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, как с точки зрения качественной оценки, так и с точки зрения количественной оценки речевого дефекта.

Рассмотрим для понимания применения структуру методики экспресс-диагностики устной речи младших школьников. Предлагаемая методика существует в двух вариантах: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Для работы в условиях школьного логопункта мы используем сокращенный вариант. Для удобства использования мы разработали тестовый лист экспресс-диагностики.

 

  Тестовый лист экспресс-диагностики устной речи

 

         Как мы видим, сокращенный вариант состоит из 4 серий. За каждую серию можно получить максимальное количество баллов 30. Наибольшее количество баллов за всю диагностику 120 баллов.  Приняв эту цифру за 100%  можно высчитать процентное выражение успешности выполнения  речевых проб: умножить суммарный балл за весь тест на 100% и разделив полученный результат на 120[3, 38]

Для наглядной картины речевого нарушения у конкретного ребенка можно получить индивидуальный речевой профиль в виде графика, отложив по оси ординат успешность выполнения задания в %, а по оси абсцисс – названия  заданий. Всего их получится 7: Рис.1

1.фонематическое восприятие

2.артикуляционная моторика

3.звукопроизношение

4.слоговая структура слова

5.грамматический строй речи

6.словарь и навыки словообразования

7. связная речь

Как проходит обработка результатов?

Серия1 –сенсомоторный уровень, за всю серию 30баллов

-фонематическое восприятие -5баллов

-артикуляционная моторика -5баллов

- звуко-слоговая структура слова 5баллов

- звукопроизношение 15баллов

Серия 2-грамматический строй речи 30баллов

Серия 3- словарь и навыки словообразования, 30баллов

Серия 4 –связная речь, 30баллов

120=100%

Х%= количество баллов за весь тест

Результат в % за серию: 30б.= 100%

Х%= количество баллов за серию

Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносим с одним из четырех выделенных уровней успешности.[3, 39]

4 уровень -100-80% -норма

3 уровень 79,9-65% -ОНР 3, 4 уровней речевого развития

2 уровень64,9 -45% -ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР

1 уровень44, 95% и ниже у.о. дети с речевой патологией [3,53]

 

Индивидуальный речевой профиль учащегося 1 класс общеобразовательной школы

Рис.1

 

Получив такой речевой профиль, становится видно как несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы учащегося. На Рис.1 из проб речевого профиля учащегося видно, что хорошо сформированы звукопроизношение и артикуляционная моторика, а вот остальные компоненты речевой системы требуют углубленной коррекционной работы.

На Рис.2 из проб речевого профиля следующего учащегося мы видим, что речевая система  соответствует 4 уровню речевого развития, т.е сформирована.

Индивидуальный речевой профиль учащегося 1 класс общеобразовательной школы

Рис.2

 

Такие речевые профили необязательно делать на учащихся всего класса, а только на тех детей, чьи речевые пробы по уровню успешности не соответствуют речевой норме.

И, наконец, итоговые результаты обследования всего класса мы представляем в общем протоколе. Рис.3

 

Результаты обследования устной речи младших школьников

 

Ф.И.ребенка

Уровень успешности

% успешности

Примечание

 

 

 

 

 

Рис.3

 

Этот протокол мы используем на педагогических консилиумах школы, где педагогам, психологу школы всегда интересны и актуальны уровни речевого развития как всего класса в целом, так и конкретного учащегося, что позволяет говорить о преемственности и динамики работы с детьми, нуждающимися в коррекционно-развивающей помощи.

Такая форма для данной диагностики наглядно показывает динамику каждого ребенка. А также позволяет диагностировать состояние ОНР у детей младшего школьного возраста, отграничить ОНР от состояния ЗПР у детей с речевой патологией.

С учащимися первых классов данную методику используем со второго полугодия. С учащимися 2-3 классов для мониторинга успешности в начале и в конце учебного года.

 

Литература

1.Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики//Вопросы психологии.-1989, №1

2.Переслени Л.И., Фотекова Т.А.Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития// Дефектология. -1993, №4

3.Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.:АРКТМ, 2000.-55с.

4.Ястребова А.В.Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»